Причины олигофрении
Все причины этого синдрома принято делить на два вида: врожденные и приобретенные. К первым относятся:
- недоношенность ребенка;
- генетические отклонения;
- химическое или инфекционное поражение плода;
- воздействие ионизирующего излучения при нахождении внутри утробы;
- родовая травма;
- асфиксия.
К приобретенным причинам развития олигофрении принято относить:
- инфекции центральной нервной системы;
- травмы головы;
- гипоксию головного мозга.
Нередко умственная отсталость вызывается педагогической запущенностью, свойственной неблагополучным семьям. Кроме того, отмечены случаи олигофрении, причины которых так и не были выяснены до конца.
Примерно 50% случаев этого заболевания являются следствием генетических изменений. В основном это хромосомные аномалии, к которым относится синдром Дауна и прочие аналогичные проявления. Иногда умственная отсталость провоцируется нарушением функций некоторых генов или их мутацией, степень которой превышает тысячу. Помимо этого, олигофрения может сопровождать такие заболевания как:
- Токсоплазмоз. Вызывается паразитами, сопровождающими домашних животных. При попадании в организм беременной женщины они также проникают в плод, вызывая множество пороков развития.
- Фенилкетонурия. Вызвано нарушением метаболизма фенилаланина. В результате этого образуется большое количество токсичных продуктов его распада. Если начать лечение своевременно, то можно избежать формирования олигофрении.
- Микроцефалия. Представляет собой формирование слишком маленького, относительно размеров головного мозга, черепа. Соответственно мозг также замедляет свой рост.
- Гидроцефалия. Заключается в накоплении слишком большого количества жидкости в области головного мозга из-за затрудненного оттока или слишком быстрого ее образования.
Постановка диагноза
Мало просто диагностировать нарушение, необходимо получить полную картину заболевания. Диагностировать умственную отсталость можно следующими способами:
- оценку интеллекта;
- клиническую и психологическую характеристику структуры дефекта;
- наличие связанных патологий;
- природу возникновения болезни;
- уровень адаптации в обществе;
- имеющиеся социально-психологические факторы, которые влияют на развитие болезни.
Для того чтобы понять всю индивидуальную особенность патологии человека, врачи прибегают к следующим методам исследования:
- сбор информации о родителях, кровных родственниках пациента, о ходе беременности, родах и последующем развитии ребёнка;
- различные анализы, в том числе, генетические;
- диагностическое обследование (УЗИ, КТ, МРТ);
- психологические и педагогические методы диагностики.
Если какой-то информации не хватает или есть непонятные моменты, врач имеет право назначить дополнительные обследования.
Диагностика умственной отсталости
При подозрении на умственную отсталость оценивают психологическое развитие и интеллект, как правило, при раннем вмешательстве или школьным персоналом. Стандартизованные тесты на интеллект могут определить интеллектуальные способности ниже среднего, однако если результат не соответствует клиническим данным, его следует подвергать сомнению, так как есть вероятность ошибки; заболевания, двигательные или сенсорные нарушения, языковой барьер или межкультурные отличия могут мешать выполнению ребенком теста. Такие тесты также имеют уклон в сторону среднего класса, однако обычно приемлемы для оценки интеллектуальных способностей у детей, особенно старшего возраста.
Тестирование уровня нервно-психического развития с использованием таких тестов, как Анкета по возрастам и стадиям развития (Ages and Stages Questionnaire) или Оценка родителями статуса развития (parents evaluation of developmental status — PEDS), обеспечивает приблизительную оценку психологического (психического) развития младших детей и может проводиться врачом или другими лицами. Такие меры должны применяться только для скрининга, а не как замена стандартизованным тестам на интеллект, которые должны назначаться и проводиться только квалифицированным психологом. Следует провести оценку нервно-психического развития сразу при подозрении на его задержку. Все случаи умеренного или выраженного отставания психического развития, прогрессирующих нарушений вплоть до инвалидизации, нервно-мышечных нарушений или при подозрении на судорожные расстройства должны обследоваться у опытного педиатра, специализирующегося на нервно-психическом развитии детей, или детского невролога.
После выявления умственной отсталости следует приложить все усилия, чтобы определить ее причину. Благодаря точному определению причины можно судить о прогнозе дальнейшего развития для ребенка, планировать обучающие программы, это может быть полезно при генетическом консультировании, способствует уменьшению чувства вины родителей. Анамнез (включая перинатальный анамнез, нервно-психическое развитие, неврологический анамнез, а также семейный анамнез) может выявить причину. Алгоритм обследования ребенка с умственной отсталостью (общая задержка нервно-психического развития) был предложен Обществом детских неврологов. Методы визуализации головного мозга (например, МРТ) могут демонстрировать пороки развития ЦНС (наблюдаемые, например, при нейродерматозах, таких как нейрофиброматоз или туберозный склероз), гидроцефалию, при которой возможна коррекция, или более тяжелые пороки развития головного мозга, такие как шизэнцефалия. Генетические тесты могут способствовать диагностике таких заболеваний, как синдром Дауна (трисомия 21) при стандартном исследовании кариотипа, делению 5р (синдром кошачьего крика) или синдром ДиДжорджи (делеция 22q) при флюоресцентной in situ гибридизации (FISH), синдром хрупкой Х-хромосомы с помощью прямого исследования ДНК.
Наследственные болезни метаболизма можно предположить по клиническим проявлениям (например, гипотрофия, вялость, адинамия, рвота, судороги, гипотония, гепатоспленомегалия, грубые черты лица, специфический запах мочи, макроглоссия). Изолированная задержка общих движений (например, поздно начал сидеть или ходить) или мелких движений рук (плохо берет предметы, рисует, пишет) может указывать на нервно-мышечные нарушения. В зависимости от предполагаемой причины проводят специальные лабораторные тесты. Оценку зрения и слуха следует проводить в раннем возрасте, часто также обоснованно обследование на интоксикацию свинцом.
Первые симптомы
У новорождённых детей обнаружить умственную отсталость почти невозможно, особенно если речь идёт о лёгкой степени заболевания. Однако, через несколько месяцев становятся заметны первые признаки, которые в дальнейшем лишь нарастают:
- Слабая моторика. Это выражается в том, что ребёнок позже своих сверстников начинает держать головку, переворачиваться, делать попытки сесть, встать и ходить. Ему тяжело держать в руках игрушку и другие предметы из-за плохого хватательного рефлекса.
- Неуравновешенность. Это проявляется через внезапную раздражительность и сменяющую её вялость.
- Задержка развития речи. Гулить, лепетать малыш начинает значительно позже положенного срока. То же самое касается и слов. Случается, что речь может отсутствовать в принципе. Если она всё же присутствует, то, как правило, это простые фразы из одного-двух слов, которые не всегда связаны между собой. Ребёнок не понимает чужую речь и поэтому может не реагировать на какие-то просьбы.
- Замкнутость. Малыша практически не интересует окружающий его мир, в то время как сверстники активно его познают. Равнодушие проявляется и к игрушкам, и к бытовым предметам. Почти полная безэмоциональность затрудняет общение, и ребёнок замыкается в себе.
Ребёнок с трудом чему-то учится, не понимает логику, цифры, связь букв и не имеет творческих способностей — отсутствие абстрактного мышления.
Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог
Пока ребёнок маленький, он не понимает своих особенностей. Помочь ребенку адаптироваться к социуму без помощи специалиста сложно, чем раньше выявить проблему, тем больше шансов скорректировать патологию. Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас возникли вопросы. Наши психологи дистанционно проведут психодиагностику, психокоррекцию страхов, тревог ребенка.
Суть проблемы
Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.
Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».
Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.
Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).
Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).
Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.
Профилактика
Вся профилактическая работа строится на предотвращении негенетических случаев, т. е. когда у ребёнка нет наследственной предрасположенности к заболеванию. В частности:
рекомендации беременным женщинам по улучшению здоровья: отказ от вредных привычек, смена места жительства в условия с лучшей экологией, осторожное обращение с химикатами, исключение физической работы и пр.
предотвращение развития осложнений во время родов (повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества оборудования, повышение квалификации врачей);
правильный уход за ребёнком для предотвращения инфекций и соматических заболеваний;
раннюю диагностику нарушений обмена, гормональных патологий и ферментопатий.
Причины умственной отсталости
Интеллект определяется как генетическими, так и средовыми факторами. Дети, у родителей которых отмечается умственная отсталость, подвержены более высокому риску ряда нарушений психического (психологического) развития, однако чисто генетическая передача встречается нечасто. Несмотря на успехи в генетике, повысившие вероятность определения причины нарушения интеллекта у пациента, в 60-80 % случаев по-прежнему определенную причину установить не удается. Более часто причину выявляют в тяжелых случаях. Нарушения речи и личностно-социальных навыков, скорее, могут быть следствием эмоциональных проблем, психосоциальной депривации, расстройств развития школьных навыков или глухоты, чем умственной отсталости.
[], [], [], [], [], [], [], [], []
Пренатальные факторы
Умственную отсталость могут вызывать ряд хромосомных аномалий и генетических метаболических и нервных болезней.
Врожденные инфекции, которые могут быть причиной умственной отсталости, включают инфекции, вызванные вирусом краснухи, цитомегаловирусом, Toxoplasma gondii, Treponema pallidum и ВИЧ.
Воздействие на плод наркотиков и токсинов может вызвать развитие умственной отсталости. Фетальный алкогольный синдром является наиболее частой причиной в этой группе. Также причинами развития умственной отсталости являются антиконвульсанты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, воздействие радиации, свинца и метилртути. Тяжелая гипотрофия во время беременности может оказывать влияние на развитие головного мозга плода, приводя к умственной отсталости.
Интранатальные факторы
Осложнения, связанные с недоношенностью или незрелостью, кровоизлияния в ЦНС, перивентрикулярная лейкомаляция, роды в ягодичном предлежании, наложение щипцов, многоплодная беременность, предлежание плаценты, преэклампсия и интранатальная асфиксия могут увеличивать риск умственной отсталости. Повышенный риск отмечается у детей, маленьких к сроку гестации; нарушение интеллекта и низкая масса тела имеют одни и те же причины. У детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении отмечается в разной степени повышенный риск развития умственной отсталости, который зависит от гестационного возраста, особенностей течения интранатального периода, а также качества ухода за ребенком.
Хромосомные и генетические причины умственной отсталости
Хромосомные болезни |
Генетические болезни обмена веществ |
Генетические болезни нервной системы |
Синдром кошачьего крика Синдром Дауна Синдром хрупкой Х-хромосомы Синдром Кляйнфельтера Мозаицизм Трисомия по 13-й хромосоме (синдром Патау) Трисомия по 18-й хромосоме (синдром Эдвардса) Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера) |
Аутосомно-рецессивные: Аминоацидурии и ацидемии Пероксисомальные болезни: Галактоземия Болезнь кленового сиропа Лизосомальные дефекты: Болезнь Гоше Синдром Гурлера (мукополисахаридоз) Болезнь Ниманна-Пика Болезнь Тея-Сакса Х-сцепленные рецессивные болезни: Синдром Леша-Нихана (гиперурикемия) Синдром Хантера (вариант мукополисахаридоза) Окулоцереброренальный синдром Лоу |
Аутосомно-доминантные: Миотоническая дистрофия Нейрофиброматоз Туберозный склероз Аутосомно-рецессивные: Первичная микроцефалия |
Постнатальные факторы
Недостаточное питание и психоэмоциональная депривация (недостаток физической, эмоциональной и когнитивной поддержки, необходимой для роста, развития и социальной адаптации) у детей первых лет жизни могут быть наиболее распространенными причинами умственной отсталости во всем мире. Умственная отсталость может быть следствием вирусных и бактериальных энцефалитов (включая СПИД-ассоциированную нейроэнцефалопатию) и менингитов, отравлений (например, свинцом, ртутью), тяжелой гипотрофии, а также несчастных случаев, при которых происходит травма головы или асфиксия.
Олигофрения симптомы и признаки
На самом деле не совсем правильно называть олигофрению болезнью, потому что это на самом деле она является патологическим состоянием, вызванным различного рода заболеваниями. Симптомы олигофрении проявляются в комплексе с соматическими проявлениями, а также нарушениями в эмоциональной, двигательной и речевой сфере. Одними из наиболее распространенных проявлений этого состояния являются:
Задержка в физическом развитии. В зависимости от формы этого заболевания может быть практически незаметной или очень сильной. Например, взрослый человек может выглядеть, как подросток лет 15-16.
Замедление личностного развития. Чаще всего проявляется в бытовых ситуация, таких как выбор одежды или покупка продуктов. Такие олигофрены легко поддаются внушению, не имея возможности принимать адекватные решения самостоятельно.
Ослабленная память. Чаще всего такой человек весьма избирательно запоминает номера, имена или цифры
Причем делает это совершенно механически.
Рассеянное внимание. Человек просто не может сосредоточится на каком-то одном деле
Они постоянно отвлекаются.
Скудный запас слов и безграмотная речь. При легкой форме заболевания человека можно даже обучить осмысленному чтению. Если же у человека обнаружена тяжелая форма, то максимум, чего получится добиться даже после многолетнего обучения – механического чтения по буквам. При этом олигофрен даже не будет понимать смысла того, что он только что прочитал.
Всесторонняя задержка развития психики. Отличием от обычной задержки психического развития заключается в том, что она затрагивает не только личностные характеристики и интеллект, но и все остальные черты человеческого характера. Сюда входят способность к восприятию, эмоции, речь, память, двигательные возможности, сила воли, способность мыслить и концентрировать внимание.
Расстройство абстрактного мышления. Этот симптом можно назвать наиболее характерным. У человека, страдающего от олигофрении полностью отсутствует образное мышление. Оно больше основано на конкретной ситуации, что свойственно двух- или трехлетним малышам.
Наиболее ярко и развернуто симптомы проявляются только в школьном возрасте. У малышей до одного года олигофрению практически невозможно определить, за исключением разве что самых тяжелых случаев. Что касается младшего возраста, то здесь подобные отклонения можно определить по отставанию в речевом и психическом развитии, а также отсутствию интереса к окружающему миру.
Коррекция и оказание помощи
В основном лечение симптоматическое:
- психотропные и ноотропные препараты;
- общеукрепляющие;
- противосудорожные и дегидратационные;
- метаболические.
Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными. Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.
С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.
Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.
Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта
Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни
Лечение олигофрении
Олигофрения — неизлечимое заболевание, так как оно вызвано органической патологией головного мозга. Но благодаря грамотной терапии можно существенно облегчить ребёнку социальную адаптацию и максимально улучшить его состояние.
Прогноз зависит от степени тяжести патологии. При лёгкой и умеренной олигофрении после окончания специализированного образовательного учреждения, человек может даже работать. Например, нянечкой в детском саду или парикмахером.
Терапия олигофрении должна быть комплексной, поэтому с ребёнком работает команда специалистов:
Врачи. Так как имеет место патология головного мозга, ребёнка наблюдает невролог, также подключаются психиатр, психотерапевт, клинический психолог и при необходимости специалисты других профилей, например, эндокринолог, при нарушении метаболических процессов.
В качестве медикаментозной терапии при олигофрении врачи могут назначать ноотропы, препараты, улучшающие мозговое кровообращение, витаминные комплексы, при необходимости — транквилизаторы, нейролептики, гормональные средства.
Коррекционные педагоги. Дефектологи организуют с ребёнком занятия, чтобы обучить его социально-бытовым и профессиональным навыкам, развивать мыслительную деятельность и эмоциональную сферу, улучшать двигательные навыки посредством психомоторной гимнастики.
Обучение и воспитание детей с лёгкой и умеренной степенью олигофрении проводится в специализированных детских садах и школах.
- Логопеды. Корректируют произношение, улучшают способность к пониманию речи.
- Массажисты и инструкторы ЛФК. Улучшают мышечный тонус, снижают выраженность моторных нарушений.
Эффективность медикаментозной и психокоррекционной терапии повышается, если ребёнок воспитывается в благоприятной психологической атмосфере любящими мамой и папой. Поэтому большая роль отводится работе с родителями, формированию у них навыков общения с особенным малышом.
Прогноз и профилактика
Прогноз расстройства зависит от причин развития, степени недоразвитости психики, выраженности симптомов, психо-эмоциональных особенностей человека. При умственной отсталости легкой степени, возможна хорошая социальная адаптация, многие люди способны ухаживать за собой, однако не могут жить самостоятельно и ограничены в профессиональных навыках. При тяжелой степени прогноз для социальной адаптации неблагоприятный, за человеком нужен постоянный уход и контроль.
Как правило, расстройство не имеет тенденции к прогрессированию. Иногда, на фоне воздействия внутренних и внешних факторов, возможно отметить положительную или отрицательную динамику. В формировании интеллекта участвует совокупность биологических и социальных факторов. Если предположительной причиной недоразвития психики становятся: семейное и социальное неблагополучие, вынужденное ограничение социальных взаимоотношений, «педагогическая запущенность» — возможна компенсация отставания. При своевременном лечении и коррекции расстройства, большинство, с легкой степенью умственной отсталости, способны к труду. После проведенных мероприятий по лечению, отмечается редукция двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма, астенических состояний и др.
Отрицательная динамика течения расстройства возможна при сопутствующих поражениях головного мозга, наличии неблагоприятных внешних воздействий (социальное окружение, зависимости, травмы), психогении и др. Декомпенсация может проявляться цереброастеническими и психопатоподобными состояниями, психозами (с помрачением сознания, галлюцинаторно-бредовыми, аффективными).
Профилактика олигофрении заключается в тщательном комплексном обследовании матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий и других факторов риска:
- Регулярное посещение акушера-гинеколога
- Своевременная постановка на учет в женской консультации (до 12 недели беременности);
- Выявление хронических заболеваний в анамнезе, генетической предрасположенности к их возникновению;
- Перенесенные инфекционные заболевания, травмы;
- Наличие вредных привычек;
- Проведение УЗИ-диагностики, для выявления аномалий плода и др.
Устранение внешних вредных воздействий, которые могут повлиять на развитие плода и ребёнка, также является очень важным (улучшение экологической обстановки, исключение вредных привычек, ведение здорового образа жизни, рациональное питание, ограничение контакта с бытовой химией). Профилактика осложнений во время родов, обучение правильному уходу за ребёнком для снижения риска возникновения инфекционных и соматических заболеваний.
Диагноз олигофрения
На современной стадии развития медицины некоторые из заболеваний, которые связаны с задержкой умственного развития, можно обнаружить еще на ранней стадии беременности. Одним из таких заболеваний является синдром Дауна. При его выявлении врач должен подробно рассказать родителям об олигофрении и чем эта патология может сопровождаться. Им стоит знать, каким может вырасти ребенок, у которого разовьется данное отклонение. Это необходимо для того, чтобы родители сами решили, стоит ли им прерывать беременность или же нет.
Еще один этап диагностического исследования наступает сразу после рождения малыша и заключается в анализе крови на предмет наличия гипотероза и фенилкетонурии. Эти заболевания нередко становятся причиной задержки умственного развития.
При появлении симптомов олигофрении у ребенка, считавшегося до этого времени вполне здоровым, для поиска ее причин проводят достаточно обширный круг исследований. Для начала рассматривается история его жизни и наличие различных заболеваний, преимущественно психических, по семейной линии. Также выясняется история беременности на предмет асфиксии или гипоксии. Немаловажным в данном случае является и послеродовой период, особенно касательно возможных травм ребенка в это время.
После всего этого производят осмотр ребенка для выявления неврологических и психических отклонений, а также определения степени тяжести болезни в случае ее выявления. За этим следует другие исследования, которые призваны определить заболевания внутренних органов, нарушения функционирования ферментной системы и наличия врожденных заболеваний. В зависимости от того, какие результаты были получены, определяются последующие действия.
Симптомы умственной отсталости
Первые проявления включают задержку интеллектуального развития, незрелое поведение, а также ограниченные навыки самообслуживания. У некоторых детей с легкой умственной отсталостью распознаваемые симптомы могут не развиваться до дошкольного возраста. Тем не менее часто умственную отсталость диагностируют рано у детей при тяжелой и умеренной степени тяжести, а также при сочетании ее с физическими аномалиями и пороками развития или признаками состояния (например, детский церебральный паралич), которое может быть ассоциировано с определенной причиной умственной отсталости (например, интранатальная асфиксия). Задержка развития обычно становится очевидной к дошкольному возрасту. Среди более старших детей отличительными признаками являются низкий IQ в сочетании с ограничениями адаптивных поведенческих навыков. Несмотря на то что особенности развития могут варьировать, значительно чаще у детей с умственной отсталостью отмечается медленная прогрессия, а не остановка развития.
У некоторых детей могут отмечаться детский церебральный паралич или другие двигательные нарушения, задержка речевого развития или потеря слуха. Такие двигательные или сенсорные нарушения могут напоминать когнитивные нарушения, однако не являются их самостоятельными причинами. С ростом и психологическим созреванием у некоторых детей развиваются тревога или депрессия, если другие дети их отвергают или если их беспокоит осознание того, что другие рассматривают их как отличающихся и ущербных. Хорошо организованные школьные программы, позволяющие включать таких детей в общение и учебный процесс, могут способствовать максимальному увеличению социальной интеграции, минимизируя таким образом негативные эмоциональные реакции. У пациентов с умственной отсталостью причиной большинства обращений к психиатру и госпитализаций являются нарушения поведения. Поведенческие нарушения часто имеют ситуационный характер, как правило, можно обнаружить провоцирующий фактор. Факторы, которые предрасполагают к неприемлемому поведению, следующие: недостаток обучения социально ответственному поведению, непостоянная дисциплина, подкрепление неправильного поведения, нарушение способности к общению, а также дискомфорт из-за сопутствующих физических нарушений и психических расстройств, таких как депрессия или тревога. При нахождении пациента в условиях стационара дополнительными неблагоприятными факторами являются переполненность отделений, недостаточное количество персонала, а также недостаток активности.
Осложнения
Олигофрения может осложниться другими психическими и соматическими расстройствами.
К психическим расстройствам относят поведенческие нарушения – склонность к импульсивным поступкам, агрессивное поведение с социально опасными поступками в т.ч. с самоповреждением. Нарушение социальной и трудовой адаптации в связи с выраженной в той или иной степени интеллектуальной отсталости. Данные нарушения поведения трудно поддаются коррекции.
Риск развития соматических осложнений зависит от качества ухода за пациентом. При плохом уходе могут возникнуть пролежни, кожные инфекции, иногда пневмонии и др.