Поведенческие расстройства и их классификация

Мотивированная речевая активность ребёнка

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать)

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей . Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» . В частности, в работе В.В

Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании

Использование общения в качестве средства развития речи

Овладение речью является достаточно сложным процессом, изучением которого занимаются педагогики и психологи. Это обусловлено тем, что дети не могут сосредоточиться на чем-то одном и целенаправленно овладевать речью. Лишь к двум годам дети овладевают минимальной системой знаков – языком.

В настоящее время используется достаточно обширный арсенал средств по развитию речи у детей дошкольного возраста. Основным, из которых, является общение ребенка с его ближайшим окружением. Помимо развития речи, общение оказывает положительное влияние на развитие познавательной и предметной деятельности.

Замечание 2

Таким образом, овладение речью оказывает влияние на перестройку детской психики, ребенок начинает понимать и осознавать все, что происходит вокруг него.

Использование общения, в качестве средства развития речи у детей дошкольного возраста, предусматривает:

  1. Использование речи взрослого (воспитателя, родителя и т.д.), в качестве культурной языковой среды.
  2. Активное общение ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
  3. Овладение родной речью в рамках организованных занятий и свободной самостоятельной деятельности.
  4. Чтение художественной литературы и обращение к разнообразным видам искусства.

Общение является уникальным средство развития речи ребенка дошкольного возраста, так как зачастую оно возникает намного раньше речи. Процесс формирования речи ребенка осуществляется в той социальной среде, в которой живет и развивается ребенок, на фоне естественной потребности ребенка в общении.

Зачастую в ходе общения возникают различные противоречия, которые у ребенка образуют разнообразные языковые способности, постепенно ребенок овладевает новыми формами речи. Но это возможно только лишь в том случае, если ребенок активно общается со взрослыми, и они «идут» в общении к нему на встречу (то есть, не отказываются общаться).

Общение подразумевает наличие собеседника, только в этом случае будет развиваться и совершенствоваться речь ребенка

Именно поэтому важно присутствие взрослого, который выступает в качестве стимула употребления речи в процессе общения

Характер и содержание общения выступают в качестве одного из определяющих факторов для содержания и уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Речевое общение дошкольников осуществляется в рамках различных видов деятельности:

  1. Специальные занятия по развитию речи.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Игровая, трудовая, продуктивная и иные виды детской деятельности.
  4. Чтение художественной литературы и последующее обсуждение прочитанного.
  5. Просмотр и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций и т.д.

Замечание 3

Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности. Важным является то, что все они предполагают общение между участниками деятельности.

Этапы развития языка у ребенка

А.Н. Леонтьев отмечает 4 этапа в формировании детского языка:

  • 1-я — подготовительная (от рождения до 1 года);
  • 2-я — дошкольный (от 1 до 3 лет);
  • 3-я — дошкольная (от 3 до 7 лет);
  • 4-я — школа (от 7 до 17 лет).

А.А. Леонтьев указывает, что выделенные им сроки следующих периодов или «этапов» чрезвычайно вариативны (особенно до 3-летнего возраста).

Подготовительный этап. Когда ребенок появляется на свет, он издает крик. Крик — это первая голосовая реакция ребенка. Период ворчания встречается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем в 2-3 месяца ребенок проявляет свои голосовые реакции, издавая такие звуки, как а-а-б-м-бм, бл, у-гу, бу и т.д. Затем они становятся основой для формирования членораздельной речи. В 4 месяца — более сложные звукосочетания: появляются новые, такие как рн-агн, ла-ла-ла, рн и т.д. Ребенок повторяет один и тот же звук несколько раз во время «гудения», когда он играет со своим артикуляционным аппаратом, получая удовольствие. Ребенок гулит, когда он сухой, сонный, сытый и здоровый. Когда кто-то из членов семьи находится рядом и начинает «разговаривать» с малышом, ребенок с удовольствием слышит звуки и практически «срывает» их. На фоне положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослому и пытается разнообразить голос выразительными интонациями.

Для развития навыков «гуления» мать также рекомендует так называемое «визуальное общение», при котором ребенок внимательно смотрит на мимику взрослого и пытается воспроизвести ее. О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.

При нормальном развитии гуление постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят такие слоги, как ба-ба, дя-дя, дедушка и т.д., относя их к конкретным людям в своем окружении. Лепет — это не механическая передача сочетаний слогов, а их ассоциация с конкретными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится конкретно к маме. При общении со взрослыми ребенок постепенно пытается имитировать интонацию, темп, ритм, мелодию, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 8,5-9 месяцев лепет модулируется разнообразными интонациями. В 9-10 месяцев объем лепетных слов увеличивается, поскольку ребенок пытается повторять за взрослыми.

Так, в младенчестве ребенок еще не использует соответствующие языковые средства для выражения своих чувств и потребностей, а первые слова появляются только к концу первого года жизни, поэтому этот этап развития речи ребенка называется доречевым или дословесным

Однако важность этого периода в развитии языка ребенка очень велика. В младенчестве появляются первые голосовые реакции, которые вначале носят невербальный характер, но постепенно становятся более артикулированными и начинают выражать все более разнообразное и сложное смысловое содержание

В младенчестве (и даже во внутриутробном периоде) также появляется способность специфически реагировать на человеческую речь, и у ребенка развивается понимание обращенной к нему речи взрослых. Поэтому этот этап в развитии ребенка лишь условно можно назвать предлингвистическим.

На этапе ясельного возраста расширяется диапазон звуковых слов, используемых ребенком

Эта стадия характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих и повышенной речевой активностью. Слова, используемые ребенком, полисемичны: одним и тем же звукосочетанием ребенок одновременно обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, спотыкается; «дай» — дай, принеси, дай; «биби» — ходит, лежит, катится, машина, самолет, велосипед

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-основ:

Папа, ди (папа, иди). Ма, да кх (мама, дай котенка).

Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления речи осваиваются раньше, другие позже. Это связано с тем, что чем проще звучание и структура слов, тем легче детям их запомнить. В этот период особенно важную роль играет сочетание следующих факторов:

  • Механизм подражания словам других людей;
  • Сложная система функциональных связей, обеспечивающих реализацию языка;
  • Благоприятные условия, в которых растет ребенок.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Упражнения для запуска речи

Организовывать и проводить занятия с неговорящими детьми научим на нашем дистанционном курсе повышения квалификации. Вы поймете причины детского безречия или нарушений в развитии, научитесь проводить обследование таких детей, сможете осуществлять качественную логопедическую работу по запуску речи.

Чтобы речь ребенка развивалась нормально, в первую очередь нужно постоянное общение. Запустить речь и/или улучшить произношение помогут следующие упражнения.

1. Тренировка дыхания:

  • предложите малышу подуть на салфетку, вату или воду через трубочку, попускать мыльные пузыри;

  • можно запускать бумажные кораблики в «море» (миске с водой) и дуть на паруса, чтобы они плыли.

Артикуляционная гимнастика:

  • игра в звуки (малышу нужно показать, как фырчит ёжик, как шипит змея, как цокает пони);

  • надувание щечками пузырей.

Пальчиковые игры:

инсценировка рифмованных стишков и историй, сопровождающаяся движением пальцев (например, массаж пальчиков под простые стихотворения для самых маленьких «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки»).

Музыкальные занятия:

короткие песенки, постукивания на простых музыкальных инструментах, танцы, марши и движения с сопутствующим произношением слов или стишков разовьют образное мышление и помогут малышу заговорить.

Дидактические игры

  • педагог просит малыша дать ему игрушку определенного цвета, формы или размера;

  • педагог показывает детям картинку с конкретным предметом и просит найти именно этот предмет среди множества других.

Упражнения для развития слуха:

  • классические «жмурки»;

  • изучение понятий «громко», «тихо», «быстро», «медленно»;

  • педагог просит ребенка отвернуться, сам гремит погремушкой и предлагает малышу угадать, в какой руке она была – в правой или левой.

Проблемы в развитии речи у детей

Отклонения в развитии речи специалисты делят на два основных вида:

  1. ФОНАЦИОННЫЕ (малыш понимает чужую речь, но испытывает трудности с произношением звуков, темпом и интонацией):

  • дизартрия (неэмоциональная, невнятная речь, вызванная нарушением работы мышц речевого аппарата);

  • дислалия (неверное произношение звуков и их искажение, замена или пропуски звуков; возникает из-за нарушений нервной системы или особенностей речевого аппарата);

  • ринолалия (дефект гнусавости, формирующийся из-за хронического синусита или при аномальном строении нёба);

  • заикание (расстройство ритмики и темпа речи, вызванное стрессом, судорогами речевого аппарата, перенесенными заболеванием, нарушениями в развитии);

  • брадилалия (замедленный темп речи из-за проблем с произношением звуков);

  • тахилалия (убыстренный темп речи, связанный с гиперактивностью или другими психологическими проблемами);

  1. СИСТЕМНЫЕ (ребенок не понимает смысл обращенной к нему речи и не может разговаривать; нарушения формируются вследствие поражений мозговых отделов в периоды развития плода, родов, из-за инфекционных заболеваний, инсульта):

  • алалия (тяжелая патология речевого аппарата, при которой речь детей недоразвита или полностью отсутствует);

  • афазия (человек не понимает речь, не может полноценно разговаривать из-за поражений мозговых центров).

Специалисты логопедии разделяют маленьких пациентов на три группы, в зависимости от интенсивности нарушений:

  1. дети воспринимают речь нормально, но имеют сложности с воспроизведением звуков;

  2. у детей нарушено восприятие, они не могут различить слоги, путают их и «глотают» окончания слов и фраз;

  3. у детей диагностировано общее недоразвитие речи: словарный запас скуден, имеются проблемы с выражением мыслей и построением фраз.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом

Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию

У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Дошкольный этап

Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным языковым развитием детей. Это качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно использовать все части речи, навыки построения слов формируются постепенно. Процесс овладения языком настолько динамичен, что дети с хорошим уровнем языкового развития с 3 лет не только свободно общаются с помощью грамматически правильных простых предложений, но и используют многие виды сложносочиненных предложений, союзы и родственные слова:

  • Я нарисую зеленым цветом, потому что она постоянно болеет;
  • У меня будут длинные волосы вокруг ушей, потому что они — мое искушение;
  • Мы все превратимся в сосульки, когда подует злой и сердитый ветер.

В это время происходит более сложное использование слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словообразования. В возрасте пяти-шести лет высказывания детей довольно длинные, и в них улавливается определенная логика представления.

В дошкольном возрасте происходит постепенное разделение языка и непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен воспринимать язык вне ситуации, теперь возникает потребность передать взрослому впечатления, полученные вне контакта с ним, сообщить об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинает развиваться монологическая речь, хотя связные высказывания дошкольника вначале еще имеют характеристики ситуативности. Диалогическая речь дошкольников совершенствуется в игровой деятельности, они используют ее для планирования, координации своих действий, регулирования отношений во время игры. К концу дошкольного периода дети владеют простейшими формами адресной ориентации в выборе слов и формулировании мыслей. Использование языка в новых функциях требует правильной фонетической, лексической и грамматической формулировки.

В это время процесс овладения фонетической артикуляцией завершается: Нормально развитый ребенок в возрасте пяти лет способен произносить все звуки родного языка, воспроизводить слова различной слоговой структуры и звукового состава. Ошибки произношения обычно встречаются в словах, которые необычны и незнакомы детям (Rabaratorium — лаборатория). Неправильное произношение слова дошкольником может быть связано не столько с недостатками фонематического восприятия или трудностями произношения, сколько с желанием понять форму слова, чтобы мотивировать звук (надувной — одуванчик, паутина — паутина).

Объем активного словаря дошкольника быстро растет, достигая 3,5-4 тысяч слов в возрасте 6-7 лет. Индивидуальные различия могут быть значительными даже в этом возрасте, а словарный запас некоторых детей может достигать 12 тысяч слов. В словарном составе речи детей наблюдаются качественные изменения: увеличивается доля слов с обобщенным значением, используются слова всех типов, слова используются более дифференцированно в соответствии с их значениями, увеличивается запас синонимов, антонимов, многозначных слов. Однако процесс развития словесных значений в этом возрасте еще не завершен, поэтому часто возникают ситуации, когда ребенок неправильно понимает слово, особенно когда оно употребляется в переносном смысле, а также неправильное использование слов в речи ребенка.

Дети дошкольного возраста используют в речи разнообразные типы предложений, включая многие виды сложных, все грамматические формы. Усвоение системы словообразования продолжается, и хотя в начале этого периода еще встречаются ошибки в образовании словоформ из-за незнания нормативных вариантов (репа — репа, ружье с ударением на последний слог — ружье, чистить — чистить, обод — оборвать, курица — цепь, жесть — жесткий), ребенок постепенно начинает следовать норме.

Наиболее активным в языке ребенка-дошкольника является процесс овладения словообразовательной системой русского языка. К трем годам устанавливается только владение суффиксами субъективной оценки (уменьшительный, ласкательный, увеличительный), остальные словообразовательные средства осваиваются позже, и это ярко проявляется в самостоятельном образовании детьми слов по продуктивным словообразовательным моделям — словообразование: пуховая ступа; Не вижу, где рвется кофта; Твои поцелуи уколы; гнется береза; рябой петух; Теперь и клоуны ходят вверх ногами?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время быть здоровым
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: