Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе
Причины гиперкинезов у детей
Список состояний, которые могут вызвать гиперкинетическое расстройство поведения у детей, достаточно обширен. Наиболее частыми причинами развития патологии являются:
- Врожденные аномалии развития центральной нервной системы;
- Различные состояния, вызвавшие поражение центральной нервной системы, в том числе родовая травма;
- Острые интоксикации, вызванные лекарствами, химическими соединениями, некоторыми эндокринными патологиями;
- Инфекционные заболевания, поражающие центральную нервную систему или ткани головного мозга (менингит, энцефалит);
- Чрезмерная нагрузка на психику ребенка (стрессы, неврозы, повышенная детская тревожность).
В ряде случаев толчком к развитию патологии может быть нестабильная ситуация в семье, любые тяжелые эмоциональные переживания, страхи, усиливающие нагрузку на лимбическую систему головного мозга и провоцирующие непроизвольные движения.
Классификация заболевания
Основная классификация делит гиперкинезы на две большие группы в зависимости от характера изменения мышечного тонуса.
- Гипотонические состояния характеризуются быстрыми движениями: тиками, хореей, тремором конечностей, непроизвольными сокращениями мышц.
- Дистонические (медленные) состояния, проявляющиеся судорожным смыканием век, кривошеей, бессознательным сгибанием и разгибанием пальцев рук и ног.
По происхождению патология бывает также первичной, обусловленной врожденными аномалиями развития ЦНС или по наследству, и вторичной, когда гиперкинезы являются следствием травмы или заболевания.
Причины гиперактивности у детей
Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:
Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина
Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
Неправильное питание.
На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.
Что такое и с чем путают СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:
- Нарушение концентрации внимания
- Неусидчивость, избыточная подвижность
Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы, о которых мы поговорим далее.
СДВГ является врожденным состоянием.
Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать. Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами
Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.
Расстройства обучения– это группа состояний, которые имеют разные проявления, но, в целом, не позволяют ребенку нормально обучаться. Например, к ним относится дислексия – расстройство чтения, при котором ребенок не может связать символы на бумаге с предметами в реальной жизни. А также, существует дисграфия – это расстройство, при котором человек не может написать слово, обозначающее предмет, о котором он пытается написать. Также, для дисграфии характерен плохой почерк, орфографические и грамматические ошибки, не связанные с тем, что ребенок не учит правила, — он просто не может связать буквы с тем, что пытается описать.
Расстройства настроения– это аффективные расстройства, такие, как депрессия, мания и биполярное расстройство. Для них характерны избыточно сильные эмоции, длящиеся гораздо дольше, чем в норме, — допустим, обычно мы грустим несколько часов, но при депрессии человек чувствует себя крайне подавленно в течение недель и месяцев.
Тревожные расстройствахарактеризуются беспричинным страхом, паникой, возникающей без видимых поводов для этого.
Подробнее о тревожном расстройстве мы писали .
СДВГ мешает ребенку учиться, но этот синдром был обособлен именно из-за конкретных проявлений, не характерных для других расстройств.
Выделяют три формы СДВГ:
- Преобладает нарушение концентрации внимания
- Преобладает гиперактивность
- Смешанная форма
Возможные осложнения
Синдром дефицита внимания и гиперактивности оказывает негативное влияние на многие сферы жизни подростка. Такие молодые люди чаще своих сверстников получают травмы, попадают в аварии, имеют больше проблем в школе. Дети с СДВГ постоянно нарушают правила поведения, нередко вступают в конфликты, ведут себя вызывающе и агрессивно.
Подростки с данным заболеванием часто курят, употребляют алкоголь, наркотики. У них большая склонность к совершению преступлений, чем у обычных школьников. Дети с синдромом дефицита внимания испытывают трудности с развитием речи, навыков чтения, письма.
Если вовремя не заняться лечением заболевания, то эти подростковые проблемы могут значительно повлиять на качество жизни человека в дальнейшем. Люди с СДВГ:
- Менее активно принимают участие в общественной жизни;
- Практически не имеют тесных дружеских отношений во взрослой жизни;
- Часто предпочитают общаться с асоциальными личностями;
- Более склонны к социальной изоляции.
Также увеличивается риск сопутствующих осложнений других видов. Это особенно опасно во время перехода подростка в юношеский возраст. Здесь возможно развитие тревожных, депрессивных состояний. Невылеченная патология ведет к тому, что дети чаще наносят себе травмы.
Расстройство эмоций и поведения (психиатрия)
Расстройство эмоций и поведения может выступать в качестве самостоятельного, первичного заболевания, так и стать побочной симптоматикой в результате появившегося невроза, депрессии, сильного нервного потрясения.
Расстройство поведения и эмоций у ребенка
У ребенка расстройство проявляется в виде невозможности самостоятельно планировать собственное время, контролировать эмоциональные проявления и реакции, а также выстраивать поведение в соответствии с общепринятыми нормами.
Среди основных симптомов можно выделить следующие аспекты:
- Агрессивность
- Отказ от послушания взрослых
- Чрезмерная жестокость
- Непослушание
- Драчливость.
Причины, по которым может развиться поведенческое расстройство у ребенка, можно разделить на несколько категорий:
- Физиологические. Проявляется в гормональной перестройке, нарушениях в прохождении метаболических процессов. В результате развития ДЦП, эпилепсии, шизофрении, а также повышенная раздражительность.
- Психологические. Возникает в результате эмоциональной неустойчивости ребенка. У него может формироваться нереалистичная самооценка, преобладать сниженный эмоциональный фон, постоянная вина себя.
- Отношения в семье. Как правило, расстройство возникает в следствие постоянных конфликтов между родителями. Чаще всего они проявляет аморальное поведение, употребляют наркотические вещества или алкоголь, нередко имеют психические расстройства.
Прежде чем приступить к лечению патологии, лечащий специалист старается установить причину расстройства, а также организовать для ребенка тестирование, чтобы узнать, насколько оно прогрессирует.
Что такое полевое поведение
По мнению психологов, полевое поведение говорит о развитии у ребенка таких патологий, как:
- нарушение произвольной регуляции;
- недостаточный уровень сознания;
- расстройство внимания и контроля.
Также полевое поведение — это клиническая характеристика детям с некоторыми отклонениями в развитии (нарушения речи, задержка психического развития, симптомокомплес расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Полевое поведение отрицательно влияет на процессы социальной адаптации. Малышу трудно выполнять групповые задания, играть со сверстниками. Вследствие данного нарушения возможны трудности с усвоением программы средней школы. Данная разновидность поведения возникает по следующим причинам:
- нарушения функционального созревания головного мозга;
- травмы, полученные во время и после родов;
- отклонения интеллектуальной и мыслительной сферы.
Указанные отклонения отрицательно влияют на способность учиться, усваивать новую информацию, понимать устную и письменную речь, обучаться письму и арифметике. Вот почему полевое поведение требует раннего выявления и коррекции.
Симптомы ПРЛ
Первые признаки расстройства появляются обычно в юношеском возрасте, с годами статистика заболеваний снижается и почти у 50% пациентов состояние улучшается в течение десяти лет после появления первых симптомов. Случаев заболеваний среди женщин почти втрое больше, чем среди лиц мужского пола.
Краеугольный камень заболевания – нестабильное эмоциональное состояние, толчком к которому послужила чрезмерная реакция на внешние события, и торможение возврата к прежнему эмоциональному состоянию. Подверженность таким импульсивным переходам наблюдается у тех, кто склонен к резким сменам оценивания людей, от идеализирования к разочарованию. У пациентов с таким расстройством крайне интенсивна чувствительность, их может переполнять любовь, радость, они могут испытывают небывалый подъем, но в то же время их обуревают и негативные эмоции: гнев и тревожность, страх и вина. Интенсивность эмоций настолько велика, что происходит подмена реакций: пациенты сильно скорбят вместо обычной грусти, ощущают позор и принижение своего достоинства вместо неловкости, паникуют вместо небольшого волнения, доходят до умоисступления вместо негодования.
При пограничном расстройстве высок порог чувствительности к неудачному развитию событий, к получению отказа. Пытаясь избежать сильных негативных эмоций, люди, страдающие ПРЛ, наносят себе телесные повреждения, скрывают чувства. Невозможность контролировать свои реакции иногда приводит к суициду. Несмотря на кратковременные ощущения подъема и легкого веселья, наиболее интенсивно у больного проявляются гнев и удрученность, ярость и потерянность, сменяющие друг друга тревожные и депрессивные настроения.
Импульсивное поведение (злоупотребление алкоголем и/или психотропными веществами, чрезмерное поглощение пищи или нарушение режима питания, неконтролируемые траты денег, беспорядочные сексуальные связи, опасное вождение автомобиля, резкое увольнение, внезапное завершение отношений) отражает импульсивные эмоции – так человек стремится как можно скорее избавиться от сильнейшей душевной боли и от проблем, ее вызывающих. Но через какое-то время приходит боль от раскаяния, ощущение вины за свой поступок и, как ответ, стремление к новому импульсивному акту, чтобы облегчить новую боль. С течением времени такое поведение в некоторых случаях становится автоматической реакцией на боль от негативной эмоции.
Риск самоубийства при ПРЛ составляет до 10%. Есть доказанные данные, что мужчины подвержены большему (вдвое выше) риску покончить с собой, нежели женщины. Суицидальные наклонности и попытки самоубийства у пациентов с пограничным расстройством могут свидетельствовать об их убеждении, что таким образом они облегчат жизнь другим, что всем станет только лучше. Такие пациенты особенно чувствительны к тому, как к ним относятся люди: они чрезмерно рады и благодарны за хорошее к ним отношение и, наоборот, чересчур печальны или злятся, когда их обижают или подвергают критике. Диапазон чувств обширен и смена их происходит очень быстро. Бывает достаточно лишь вероятности того, что нужный человек может исчезнуть из жизни или что можно лишиться его уважения, и маятник чувств колеблется от любви к ненависти, от почитания к разочарованию. Подобные настроения вредят не только конкретным отношениям, они влияют на отношения в семье, в социуме, на самооценку.
При пограничном расстройстве есть склонность к восприятию мира как опасного места, полного злорадных людей. В то же время присутствует безграничная преданность в романтических отношениях, основанная на страхе. Этому способствуют неудовлетворенность партнером, конфликты в семье и физическое насилие, хронический стресс, нежелательные беременности
Защищаясь от интенсивных эмоций, вызванных болезненными жизненными событиями, сознание переключает внимание с этих событий или воспоминаний о них. Блокировка негативных эмоций временно облегчает импульсивные ощущения, но одновременно и притупляет обычные эмоции, отчего человек с пограничным расстройством теряет способность концентрироваться и реагировать естественным образом в повседневном режиме, что существенно усложняет его положение в социуме
ПРЛ — пограничное расстройство личности В этом видео врачи-психиатры центра «Эмпатия» Андрей Копин, Антон Елисеенко и Дмитрий Кошкин обсуждают причины ПРЛ и предрасположенность к этому расстройству, акцентируют внимание на коморбидности и на случаях одновременного наличия у пациентов ПРЛ и БАР, а также подробно рассматривают фармакологическое лечение ПРЛ, в частности, литием
Диагностика синдрома Вильсона-Коновалова
Для выявления синдрома Вильсона-Коновалова нужно сделать развернутый анализ крови, чтобы проверить уровень содержания в организме меди, церулоплазмина, цинка. Но для качественной диагностики анализа крови недостаточно, так как нередко вся накопившаяся в организме медь скапливается не в крови, а глубоко в тканях, а в составе крови ее количество, напротив, существенно ниже нормы. У больных, страдающих печеночной формой синдрома Вильсона-Коновалова, нередко выделяются так называемые печеночные ферменты, если к тому моменту уже наблюдается нарушение в работе почек. Симптомы синдрома Вильсона-Коновалова проявляются и зрительными нарушениями появление роговичных колец, наличие которых может выявить лишь офтальмолог, свидетельствует о переизбытке меди в организме.
Эмоции и эмоциональные расстройства
Физиологическое состояние организма, характеризующееся субъективной окраской, которое выражается в видах переживаниях, начиная от позитивных до резко негативных проявлений.
Касательно эмоциональных расстройств – это целый комплекс проявляющихся симптомов, которые нередко характеризуются в виде раздражительности, агрессии, резкой смене настроения, склонность к девиантному поведению, а также невозможность контролировать собственные поступки.
Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей
Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей имеет аналогичные признаки, как и у взрослых пациентов. Поведение нередко носит девиантный характер, отклоняющееся от общественных норм. В результате ребенок становится более агрессивным, нередко наблюдаются признаки депрессивного состояния, а также повышенной тревожностью.
Перед тем, как начать лечение, в первую очередь необходимо пройти тестирование у психолога и психотерапевта. Если будет диагностировано первичное невротические или психическое заболевание, на фоне которого развивается смешанное расстройство, чаще всего используется физиотерапия, комплексная работа психотерапевтов и психологов, вспомогательные медикаменты.
Лечение пограничного расстройства личности
Диагноз пограничного расстройства личности признается крайне сложным для выбора метода лечения. Психотерапия считается главным подходом терапевтического лечения при ПРЛ. Основной трудностью является установление корректных отношений пациент-психотерапевт. Для пациента, в силу симптомов расстройства и склонностью вступать в нестабильные, напряженные отношения, имеющего поведенческие крайности и переменчивость настроения, чрезвычайно сложно установить отношения и удержать их в определенных рамках. Часто бывают случаи, когда психотерапевты сами не берутся работать с подобным расстройством, ограждаясь от возможных проблематичных ситуаций.
Как вариант лечения применяется психотерапия третьей волны – диалектическая поведенческая терапия, основополагающим принципом которой является осознание пациентов вариативности восприятия ситуации. Это эклектический подход, в котором используются методы когнитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и медитация. Фармакотерапия также может предложить несколько препаратов второго поколения, эффективных при купировании импульсивности и вспышек неконтролируемого гнева.
Симптоматические проявления расстройств поведения
Поведенческое расстройство проявляется в следующих устойчивых и чрезмерных симптомах:
-
АГРЕССИЯ (человек дерется, издевается над другими людьми или животными, жесток, может использовать оружие, чтобы принудить к каким-то действиям, угрожает и запугивает – словом, придерживается в поведении целенаправленного причинения вреда ближнему);
-
ДЕСТРУКТИВИЗМ (стремится к разрушению, умышленно портит чужое имущество, может совершить поджог или осквернить святыню);
-
ОБМАН (часто лжет ради своей выгоды, способен украсть);
-
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ (сбегает из дома, бродяжничает, прогуливает занятия в школе, позволяет себе зло шутить над взрослыми и сверстниками, употребляет алкоголь, отличается чрезмерно ранней сексуальной активностью и распущенностью).
Ребенок/подросток с РП зачастую воспринимает поступки окружающих как угрозу в свой адрес. Успехи других вызывают у него гнев и чувство неудовлетворенности, а чужое горе оставляет безразличным.
Симптомы расстройства таковы, что могут проявляться у всех детей. То, что ребенок вступает в спор со взрослыми и не желает им подчиняться, перекладывает вину на товарища или ломает игрушки, не является однозначным диагнозом. Так вести себя могут и здоровые дети в кризисный период. Например, когда старший ребенок с враждебной неприязнью относится к новорожденному младшему, это может оказаться как обычной ревностью и боязнью потерять любовь родителей, так и проявлением расстройства. Поэтому диагностировать нарушения поведения должен квалифицированный специалист.
Клиническая картина симптомов выглядит следующим образом:
подавленное настроение;
пониженное внимание;
импульсивность и гиперактивность;
низкая популярность у сверстников (нет близких друзей);
плохие оценки в школе и замечания по поведению;
малыш не участвует в досуговых или спортивных мероприятиях.
При наличии этих проявлений, родителям следует задуматься о посещении психолога, поскольку, если не лечить поведенческое расстройство, это может закончиться депрессией и более серьезными психическими отклонениями.
Прогноз при СДВГ
Благополучный исход вполне вероятен – 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ.
Однако важно понимать, что для победы над синдромом необходимо лечиться, наблюдаться у врача и соблюдать все его рекомендации. Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих
Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих.
Не корректируя особенности характера, свойственные заболеванию, человек будет доведен до состояния психопатии – негативные черты характера начнут восприниматься им как норма и встроятся в его личность.
У 25% людей с диагностированным в детстве СДВГ симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.
В чем это выражается:
- Трудности с концентрацией внимания
- Нетерпеливость
- Неспособность сидеть на месте без каких-либо движений
- Сложности в планировании событий
- Трудности в личных отношениях
Если вы узнали себя или своего ребенка в описанных симптомах, обратитесь к врачу-психиатру. Вы можете записаться на прием к специалисту нашей клиники прямо сейчас.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы
Причины появления болезни
Основная причина рассеянности – развитие синдрома дефицита внимания. С подобной проблемой могут столкнуться как взрослые, так и дети. Неврологи считают такое отклонение хроническим заболеванием, от которого нет эффективного лечения. Иногда невозможность в течение долгого времени сконцентрироваться на определенном предмете является последствием перенесенной черепно-мозговой травмы.
Если вы заметили у себя ослабление внимания, то нужно понимать, что причины этого явления могут быть разнообразными. Стресс, недосып, накопленная усталость, работа в режиме нон-стоп, постоянное чувство ответственности – все это истощает ресурсы организма. Для восстановления сил с каждым разом требуется все больше времени. Поскольку зачастую человек не может полностью отключиться от работы, усталость накапливается еще больше. В результате он испытывает трудности с построением грамотных предложений и с логическими рассуждениями. Переутомление приводит к забывчивости и снижению внимательности к деталям.
Еще одной причиной рассеянности является возраст. После 55-60 лет люди начинают жаловаться на трудности с концентрацией внимания и на ослабление памяти. Патологическое состояние развивается не за один день, но чаще всего пациенты обращаются за медицинской помощью, когда оно сильно запущено. С возрастом у людей снижается количество нейронов, ослабевает связь между нервными клетками, что и приводит к полному отсутствию концентрации внимания.
Разнообразные болезни тоже могут стать причиной развития отклонения. Психиатрические, эндокринные и неврологические недуги зачастую провоцируют нарушение памяти. Рассеянность может проявиться после перенесенного вирусного заболевания. С нарушениями памяти часто сталкиваются те, кто страдает от алкогольной зависимости.
Также к основным факторам, провоцирующим развитие патологии относят:
- неправильную диету;
- родовую травму;
- дисфункцию мозга;
- гормональный сбой;
- сложное детство;
- выполнение рутинной работы в течение долгого времени;
- интоксикацию тяжелыми металлами или ядами;
- наследственность;
- чрезмерное беспокойство.
В основе патогенеза рассеянности лежит задержка формирования биологических ритмов в коре мозга. Патология может быть модально-неспецифической, когда идет сбой во всех видах внимания, и модально-специфической, в этом случае отклонения проявляются только в одной области, например, зрительной или тактильной. При модально-неспецифическом типе отклонения может быть три варианта патогенеза:
- Поражение или нарушение функциональности участков продолговатого и среднего мозга. При этом наблюдается стремительная истощаемость, резкое падение количества воспринимаемой информации и ослабление внимания.
- Нарушение функциональности диэнцефальных структур и лимбической системы. В этом случае симптоматика патологии будет сильной, концентрация и сосредоточенность нестабильные.
- Повреждение медиобазальных областей лобных и височных участков. Падает качество произвольного внимания, у непроизвольного наблюдается патологическое обострение, т.е. человек легко отвлекается.
При развитии специфических отклонений появляются сложности с восприятием и осознанием стимулов единой модальности при двойном предъявлении, например, два звука
Слуховое, тактильное и зрительное невнимание основывается на сбое в функциональности отдельных корковых анализаторных систем головного мозга. В исключительных случаях причиной патологии является нарушение работы подкорковых отделов мозга.
Лекарства для лечения СДВГ
Эффективным препаратом, специально разработанным для лечения СДВГ, является атомоксетина гидрохлорид. Основной механизм его действия связан с блокадой обратного захвата норадреналина, что сопровождается усилением синаптической передачи с участием норадреналина в разных структурах мозга. Атомоксетин оказывает благотворное влияние на характеристики поведения детей и подростков с СДВГ, его положительное действие обычно проявляется уже в начале лечения, однако эффект продолжает нарастать в течение месяца непрерывного приема препарата. Преимуществом атомоксетина является его эффективность в случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, тиками, энурезом. Препарат имеет много побочных эффектов, поэтому прием строго под контролем врача.
Российскими специалистами при лечении СДВГ традиционно используются препараты ноотропного ряда (фенибут, семакс и др.).Ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса). Эти препараты положительно действуют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга.
Еще одно направление лечения СДВГ заключается нейтрализации нейротоксических веществ, поступающих в организм ребенка с пищей и водой (свинец, пестициды, полигалогеналкилы, пищевые красители, консерванты). При этом в диету включают необходимые микронутриенты, способствующие снижению симптомов СДВГ: витамины и витаминоподобные вещества (омега-3 ПНЖК, фолаты, карнитин) и эссенциальные макро- и микроэлементы (магний, цинк, железо).
Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния. Дефицит магния определяется у 70% детей с СДВГ.
Магний является важным элементом, участвующим в поддержании баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Пиридоксин (витамин В6) участвует в обмене белков, углеводов, жирных кислот, синтезе нейромедиаторов и многих ферментов, оказывает нейро-, кардио-, гепатотропное, а также гемопоэтическое влияние, способствует пополнению энергетических ресурсов. В лечении СДВГ используются только органические соли магния, что связано с высокой биоусвояемостью органических солей и отсутствием побочных эффектов при их применении у детей. Применение пидолата магния с пиридоксином в растворе (ампульная форма препарата Магне В6 («Санофи-Авентис», Франция) разрешено с возраста 1 года, лактата (Магне
Прогноз при СДВГ
Прогноз относительно благоприятен, у значительной части детей даже без лечения симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.
Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи и школы.
Список литературы
1. Hawton K., Saunders K., O’Connor R.C. Self-harm and suicide in adolescents. // Lancet. – 2012. – V.379(9834). – P. 2373–2382. doi: 10.1016/S0140-6736(12)60322-5
2. Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Летова А.В., Баженова М.Д. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия. — 2016. — Том 24. № 3. — С. 42–68. doi:10.17759/cpp.2016240304
3. Польская Н.А. Психология самоповреждающего поведения. — М.: Ленанд; 2017.
4. Berger E., Hasking P., Martin G. Adolescents’ perspectives of youth non-suicidal self-injury prevention. // Youth & Society. – 2017. – V.49(1). – P.3–22. doi: 10.1177/0044118X13520561
5. Crisp S. Explainer: what is self-harm and why do people do it? // The Conversation. Available from: https://theconversation.com/profi les/simon-crisp-6225 Accessed on September 12, 2019.
6. Geulayov G., Casey D., McDonald K.C., Foster P., Pritchard K., et al. Incidence of suicide, hospital-presenting non-fatal self-harm, and community-occurring non-fatal self-harm in adolescents in England (the iceberg model of self-harm): a retrospective study. // The Lancet Psychiatry. – 2018. – V.5(2). – P.167–174. doi:10.1016/S2215-0366(17)30478-9.
7. Gratz K.L., Chapman A.L. The role of emotional responding and childhood maltreatment in the development and maintenance of deliberate self-harm among male undergraduates. // Psychology of Men and Masculinity. – 2007. – V.8(1). – P.1–14. doi: 10.1037/1524-9220.8.1.1
8. Geulayov G., Casey D., McDonald K.C., Foster P., Pritchard K., et al. Incidence of suicide, hospital-presenting non-fatal self-harm, and community-occurring non-fatal self-harm in adolescents in England (the iceberg model of self-harm): a retrospective study. // The Lancet Psychiatry. – 2018. – V.5(2). – P.167–174. doi: 10.1016/S2215-0366(17)30478-9.
9. Nicholson C. More teenage girls are self harming than ever before – here’s why. // The Conversation. Available from: https://theconversation.com/more-teenage-girls-are-selfharming-than-ever-before-heres-why-86010 Accessed on September 12, 2019.
10. Baiden P., Stewart S.L., Fallon B. The role of adverse childhood experiences as determinants of non-suicidal self-injury among children and adolescents referred to community and inpatient mental health settings // Child Abuse & Neglect. – 2017. – V.69. – P.163–176. doi: 10.1016/j.chiabu.2017.04.011
11. Taylor P.J., Jomar K., Dhingra K., Forrester R., Shahmalak U., Dickson J.M. A metaanalysis of the prevalence of different functions of non-suicidal self-injury. // Journal of Affective Disorders. – 2018. – V.227. – P.759–769. doi: 10.1016/j. jad.2017.11.073
12. Zetterquist M. The DSM-5 diagnosis of nonsuicidal self-injury disorder: a review of the empirical literature. // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. – 2015. – V.9(31). – P.1-13. doi: 10.1186/s13034-015-0062-7