отличие аутизма от умственной отсталости, совпадение и совместимость, особенности воспитания таких детей

Содержание статьи:

Наряду с физическим и нейропсихическим развитием в раннем возрасте важно развитие эмоций и чувств. Эти способности очень важны для любого человека, включая малышей первых лет жизни

Первые три года жизни малыша – это время, когда он учится проявлять всю палитру чувств, обучается правильному распознаванию и верному выражению своих чувств, переживаний и эмоций.

Особенное внимание нужно уделять эмоциональному развитию детей раннего возраста. Именно в это время он постепенно открывает для себя и осваивает новые чувства – это радость и грусть, эмпатию, сопереживание, восхищение, негатив, злость и даже ярость

Всеми этими эмоциями нужно уметь управлять, адекватно реагировать на подобные эмоции окружающих – этому нужно учиться.

Развитие эмоциональной сферы жизни малыша – длительный, поэтапный процесс, который существенно зависит от обстановки в семье, участия родителей и окружающих людей, занятий по развитию эмоциональной сферы. За счет положительных эмоций и позитивного подкрепления формируется и совершенствуется способность к запоминанию информации и развивается речь.

Осложнения болезни

При несвоевременном обращении к врачу и отсутствии коррекционной терапии последствия аутизма могут быть следующими:

  • полная социальная дезадаптация, при которой человек не может выстроить социальные контакты, любовные и семейные отношения;
  • нетрудоспособность, снижение социального уровня жизни;
  • снижение качества жизни родных и близких;
  • выраженные речевые нарушения;
  • снижение уровня интеллекта, плохая успеваемость в учебных заведениях;
  • проявление агрессии по отношению к окружающим и самому себе, нанесение себе телесных повреждений (селфхарм); 
  • появление сопутствующих невротических и психических симптомов (головные боли, повышенная тревожность, депрессивные состояния, обсессивно-компульсивное расстройство и другие);
  • возникновение эпиактивности в головном мозге и судорожных припадков;
  • желудочно-кишечные заболевания (запор, диарея, язвы, индивидуальные пищевые непереносимости);
  • различные иммунные нарушения и аллергические заболевания.

Что делать, если у ребенка аутизм? Родителям детей с аутизмом нужно понимать, что данное заболевание – не приговор. Просто к особенным детям нужен и особенный подход

Важно найти то, что заинтересует ребенка, и не требовать от него большего. 

Люди с аутизмом могут добиться успехов в различных сферах жизни. Они характеризуются такими качествами как:

внимательность к деталям, отличная память, хороший слух;

умение сосредотачиваться на определенном деле;

отличное запоминание различных инструкций и последовательности действий, что немаловажно, например, в срочных или чрезвычайных ситуациях;

возможность блестяще выполнять однотипные, повторяющиеся задачи;

развитое творческое мышление;

надежность, лояльность, скрупулезность. Если начать заниматься с ребенком, страдающим аутизмом, с 2-5 лет, то он сможет вырасти в приспособленного к жизни человека

Терпение, безоговорочная любовь к ребенку, понимание его особенностей, принятие его таким, какой он есть – вот главные составляющие успеха.

Если начать заниматься с ребенком, страдающим аутизмом, с 2-5 лет, то он сможет вырасти в приспособленного к жизни человека. Терпение, безоговорочная любовь к ребенку, понимание его особенностей, принятие его таким, какой он есть – вот главные составляющие успеха.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ?

«Гиперактивность» — это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, частые ночные пробуждения, встречается чаще всего в детском возрасте и влияет на общую атмосферу в Вашей семье и на социальное будущее Вашего ребенка. Этот синдром — «сборная солянка» самых различных болезней, их причину необходимо выяснить.

Раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде (например, осложнения во время беременности, родовая травма, гипоксия в родах), а также генетические и социально-психологические факторы (семейные конфликты, дефекты в воспитании, острые и хронические стрессы, снижающие устойчивость нервной системы к внешним и внутренним воздействиям).

«Дети-катастрофы», «трудные дети» — так называют детей с СДВГ. Действительно, они доставляют столько хлопот родителям, постоянно попадают в какие-то неприятные ситуации, так как у них часто не развито чувство самосохранения и контроль за поведением. В школе они не могут усвоить учебный материал, находиться за партой в течение всего урока. При этом такие дети чаще всего не обнаруживают задержку психического развития или выраженных неврологических нарушений, хотя повышенная возбудимость может проявляться и при различных ранних поражениях нервной системы (травмы головы, нейроинфекции и т.д.). Такие дети требуют индивидуального подхода в учебном процессе, поэтому важны рекомендации педагога. Не стоит считать таких детей агрессивными и опасными для других детей. С возрастом в процессе социального взаимодействия явления гиперактивности становятся менее выражены. Иногда такие люди становятся лидерами, обладают повышенной работоспособностью.

При СДВГ может помочь невролог, психоневролог, психиатр, медицинский психолог (клинический психолог), а еще лучше – все вместе, ведь тогда у врачей будет возможность обсудить схему комплексного лечения, что будет наиболее эффективным.

Так, нужно обязательно выяснить, каково состояние физического здоровья, не являются ли особенности поведения ребенка следствием органических нарушений в головном мозгу ультразвуковые исследования (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография), консультация невролога.

Важно оценить состояние сердечно-сосудистой системы (проконсультироваться у терапевта, кардиолога), определить уровень гормонов и получить консультацию эндокринолога.

Лечение – комплексное — биологическое, психологическое и социальное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на уменьшение двигательного беспокойства, улучшение функций познания окружающего мира, нормализацию сна.

Источники

  1. Аутизм. Википедия
  2. Общие расстройства психологического развития. МКБ-10.
  3. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Общественная организация «Российское общество психиатров». 2020.
  4. Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра в практике детского психоневролога. Клинические рекомендации  ГБУЗ «Научно-практический. «Центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы. 2014.
  5. Мир до и после изобретения вакцин. Биомолекула
  6. И.В. Макаров, А.С. Автенюк. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Социальная и клиническая психиатрия. 2018, т. 28. № 3
  7. Мачурина Татьяна Николаевна (2016). Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. International scientific review, (20 (30)), 105-108.
  8. Мясагутова Алина Фаиловна, Валиуллина Гульнара Владимировна, & Мухаметзянова Ф. Г. (2019). Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами Pecs. Казанский вестник молодых ученых, 3 (4 (12)), 25-37.

Диагностика аутизма у детей

Невролог может заподозрить аутизм на основании характерных симптомов. Для подтверждения диагноза и оценки тяжести патологии используют различные нейропсихологические методики:

  • Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) — применяется у детей любого возраста и с разным уровнем развития. Эта шкала состоит из четырех блоков, которые позволяют оценить способность ребенка к сложным играм, его навыки общения и развитие речи.
  • Childhood Autism Rating Scale (CARS) — подходит для диагностики характерных нарушений у детей от 2 до 4 лет. Шкала оценивает различные виды восприятия (тактильное, обонятельное, вкусовое, зрительное), ловкость движений, способность к подражанию, эмоциональные реакции, познавательную деятельность.
  • Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT) — это тест для родителей. Он содержит 20 вопросов, которые касаются особенностей поведения ребенка в различных ситуациях. 
  • Autism Spectrum Screening Questionnaire (ASSQ) — тест для диагностики различных видов расстройств аутистического спектра у детей от 6 до 16 лет⁸.

Для исключения других патологий детям обязательно проводят инструментальные исследования головного мозга — томографию (КТ, МРТ), электроэнцефалографию (ЭЭГ)⁸.

Важно!

У детей до года достоверность диагноза аутизм не превышает 50%. Это означает, что в дальнейшем он подтверждается только у каждого второго малыша. С возрастом вероятность правильного определения РАС увеличивается, и чаще всего расстройства аутистического спектра у детей правильно диагностируют в возрасте 2-3 лет⁶.

Когда обращаться к врачу

Аутизм является одним из многих нарушений раннего развития ребенка, поэтому его необходимо отличать от других заболеваний, таких как умственная отсталость, органические поражения мозга, сенсомоторная алалия, задержка психоречевого развития. 

Однако поставить точный диагноз может только опытный психиатр, который специализируется на детских психических расстройствах. 

При подозрении на наличие у ребенка признаков аутизма, нужно не терять время и вовремя обращаться к профильному специалисту (психиатру, а не неврологу). 

На сегодняшний день, с диагностикой детского аутизма в нашей стране имеются определенные сложности. В результате субъективности оценок специалистов и зыбкости диагностических критериев, данное заболевание часто остается без внимания. Или же, напротив, ребенку ставится ошибочный диагноз «детская шизофрения» и назначаются сильнодействующие препараты.

Самым первым шагом на пути диагностики аутизма у детей является самостоятельное использование родителями простого скринингового теста, который определяет у ребенка риск развития заболевания в возрасте 16-30 месяцев. Называется он M-CHAT-R и находится в свободном доступе в интернете. 

В случае выявления высокого риска развития аутизма у ребенка по результатам теста, а также при наличии одного из признаков триады аутизма, нужно записаться на консультацию к детскому психиатру.

Окончательный диагноз может поставить только врач. Он проводит сбор анамнеза пациента, узнает о генетической предрасположенности и наличии у ближайших родственников расстройств аутистического спектра, особенностях раннего развития ребенка, анализирует жалобы родителей, интересуется увлечениями ребенка, его распорядком дня, поведением и так далее.

В распоряжении детского психиатра имеются также различные вспомогательные методики диагностики аутизма и стандартизированные тесты для его выявления: шкала для диагностики симптомов ADOS, CARS, Тест ASSQ для детей, Тест AQ для взрослых.

В некоторых случаях, для исключения иных заболеваний (например, органических заболеваний мозга), может понадобиться использование дополнительных методов исследований (электроэнцефалограмма, МРТ, КТ головного мозга и т.д.), а также лабораторной диагностики.

Аутизм дифференцируют от таких заболеваний, как детская шизофрения, умственная отсталость, аффективные психозы, сенсомоторная алалия и др.

Кризис 1 года

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы

Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо

Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

Мифы и факты

Мифы – это предрассудки, связанные не только с понятием аутизма, но и с принятием аутистов обществом.

Миф: есть «эпидемия» аутизма

Нет. Увеличение числа людей с диагнозом РАС связано с расширением диагностической категории, осведомленностью общественности.

Миф: расстройство вызывает пища, тяжелые металлы, прививки, плохие родители и т.д

Нет научных данных, свидетельствующих о существовании «триггера» для РАС. Расстройство имеет прочную генетическую основу, его не вызывает еда, тяжелые металлы, прививки, плохие родители.

Миф: все аутисты одинаковы

Нет. Все люди, страдающие расстройством, отличаются друг от друга. Отличия заключаются в общении, движении, обработке сенсорной, социальной и другой информации, взаимодействия с окружающей средой.

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Определение аутизма

Аутизм у детей (код F 84.0 по МКБ-10) – это психическое расстройство, характеризующееся группой сложных нарушений развития нервной системы с разнообразными клиническими проявлениями и симптомами: атипичным развитием социального поведения, коммуникативным дефицитом и стереотипными повторяющимися действиями. 

Для синдрома аутизма характерно появление первых признаков заболевания в младенческом или раннем детском возрасте, отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально-коммуникативных навыков. 

У малышей, страдающих заболеванием аутизм, выражены некоторые особенности: отстраненность от внешнего мира (живут в своем собственном мире), страх перед любыми изменениями и всем неизведанным, специфические нарушения речи.

Как правило, в большинстве случаев аутизм имеет устойчивое течение без ремиссий, с сохранением аномалий социального функционирования и особенностей поведения на протяжении всей жизни. Степень данных отклонений, в основном, зависит от своевременности принятых мер и начатого лечения.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Синдром Аспергера

  • Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
  • Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
  • Узкий и своеобразный круг интересов.
  • Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
  • Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
  • Неуклюжесть, угловатая моторика.
  • Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
  • Может испытывать специфические страхи.
  • Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
  • Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
  • Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.

Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная). Слабовыраженная мимика, скудность жестов. Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально. Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально. Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.)
Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится. Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое. Может испытывать специфические страхи. Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве
При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе. Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами. Отсутствие гибкости

Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение. Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции. Повышенная тактильная чувствительность

Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.

Развитие эмоциональной сферы среди детей раннего возраста

В начальной стадии, пока не развита речь, ребенок общается с окружающими его взрослыми или детьми именно через проявление различных эмоций. Чтобы выразить свои чувства, желания или требования ребенок должен уметь выражать различные эмоции – позитивные и негативные.

В сравнении со взрослыми, дети выражают свои эмоции более резко, сильно и бурно, они еще не умеют контролировать себя, им нужно для этого время. Они непосредственно и живо, сразу же реагируют на любые события целыми эмоциональными потоками, которые могут не контролироваться. Чем младше ребенок, тем менее осознанными они будут и тем более неустойчивыми и длительными будут проявления.

Так, если ребенок расстроен или раздражен, он может горько плакать, практически безутешно рыдать, но если что-то отвлекло и переключило его внимание, через пару минут он уже заливисто смеется. Основная задача родителей – развитие эмоционального интеллекта путем создания максимально благоприятной среды в окружающей ребенка обстановке

Если кроха растет в общей атмосфере доброжелательности и любви, внимания к его потребностям, он почти всегда выражает позитивные эмоции, жизнерадостный и активный. И такой подход крайне важен для того, чтобы происходило формирование полноценной личности, закладывало основы позитивного отношения к окружающим людям. Если эмоции ребенка развиваются по устойчивому естественному сценарию, его нервно-психическое развитие формируется правильно

Основная задача родителей – развитие эмоционального интеллекта путем создания максимально благоприятной среды в окружающей ребенка обстановке. Если кроха растет в общей атмосфере доброжелательности и любви, внимания к его потребностям, он почти всегда выражает позитивные эмоции, жизнерадостный и активный. И такой подход крайне важен для того, чтобы происходило формирование полноценной личности, закладывало основы позитивного отношения к окружающим людям. Если эмоции ребенка развиваются по устойчивому естественному сценарию, его нервно-психическое развитие формируется правильно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время быть здоровым
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: